Четверг
24.08.2017, 13:49
Сайт
Муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной
школы им. И.В.Курчатова
города Сим
Ашинского муниципального района
Челябинской области
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Послевоенная история города и завода Регистрация Вход
Меню сайта

Полезные ссылки
  • Сайт АМР
  • Сайт города Аши
  • Сайт администрации города Сим
  • Информационно-развлекательный сайт о городе Сим
  • Сайт учителей информатики Ашинского района
  • Сайт учителей географии Ашинского района
  • Федеральное агенство по образованию Российской Федерации
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Росийской Федерации

  • Форма входа

    Мини-чат
    http://sch1simasha.educhel.ru/

    Послевоенная история города и завода.

    С окончанием второй мировой войны в условиях начавшегося противостояния СССР и США между двумя сверхдержавами развернулась гонка вооружений. Она в какой-то мере способствовала укреплению отечественных военно-воздушных сил и благотворно сказалась на развитии Симского завода, который внес огромный вклад в укрепление военной мощи СССР. 259 наименований изделий, выпускающихся здесь, шли и продолжают идти на самолеты главных конструкторов Туполева, Сухого, Яковлева, Антонова и других. На этих самолетах изделия работают в системах управления, обеспечивают автоматическое торможение, убирают и выпускают шасси, открывают и закрывают люки, обеспечивают работу гидросистемы и герметизацию самолета. Без Симского завода просто не существовало бы ни военной, ни гражданской авиации. Именно на эпоху холодной войны приходятся годы расцвета завода.

    Примечательно, что наряду с авиационной тематикой, ориентированной прежде всего на «оборонку», Симский завод выпускал и товары народного потребления.

    В послевоенные годы из-за конверсии производства завод изготовлял 47 наименований товаров ширпотреба, включая металлическую посуду, стулья, гвозди, детские кроватки, пожарные агрегаты и патефоны, которые получили хорошие отзывы потребителей. С начала 1950-х гг. завод начал изготовление комодов, столов, стульев, шифоньеров, пользовавшихся большим спросом у жителей Южного Урала. Также в советское время Симский завод выпускал авторучки, бритвенные аппараты и большой ассортимент детских игрушек, включая головоломки, магнитные шахматы, пластмассовые револьверы, стрелявшие пистонами, швейные машины.

    Гражданская продукция Симского завода.

    Доводилось производить и очень сложные в техническом плане гражданские изделия. Среди них – гордость предприятия – мотоперфоратор «Смена» МП-2, предназначенный для геологических работ. Дважды, в 1967 г. и в 1975 г. мотоперфоратор представляли на ВДНХ СССР.

    Изготовление подобных высокоточных изделий осуществлялось на современном и передовом для того времени оборудовании. Усовершенствование производственных технологий требовала модернизации заводских станков. Эвакуированные в годы войны из Москвы агрегатные заводы привезли в Сим свое оборудование, в том числе уникальные точнейшие швейцарские машины 1936 г. выпуска, которые до сих пор работают на заводе. Однако в ходе интенсивного использования во время почти круглосуточной работы для фронта, большая часть оборудования исчерпала свой ресурс и требовала замены. Поступавшие из послевоенной Германии по репатриации станки распределялись в первую очередь на столичные авиазаводы.

    На Симском заводе первое масштабное обновление парка станков началось лишь в конце 1950-х. На завод поступили немецкие станки завода «Телефонкен», ДИП, «Цинцинати», и ряд станков отечественного производства. Поэтапно происходила замена литейного оборудования. В частности появились автоматизированные термопечи, высокочастотный электрогенератор. Усложнявшееся и расширявшееся производство предполагало запуск новых цехов. Старые ветхие деревянные здания по плану реконструкции сносили. На их месте вырастали новые производственные корпуса.

     

     

     

    Мотоперфоратор «Смена» МП-2.

     

    Коренная реконструкция предприятия, повлекла за собой изменение облика города. Поселок с деревянными домами начал приобретать городской вид. В 1950 г. было закончено строительство кирпичного здания городской бани, в 1951 по улице Кирова открылась новая десятилетняя школа. В 1956–1957 гг. были сданы в эксплуатацию первые многоквартирные дома и заасфальтированы улицы Красногвардейская и Пушкина.

                               Застройка улицы Кирова. 1950-е гг.

    Дворец культуры. Памятник В. И. Ленину.

    После возведения в марте 1958 г. телевизионной ретрансляционной вышки жители города уже принимали телепередачи из Уфы. В 1957 г. с помощью завода началось массовое жилищное строительство. В том же году были приобретены три пассажирских автобуса, и началось регулярное сообщение между Симом и станцией Симская. В 1958 г. построен и сдан в эксплуатацию второй в Симе детский сад. В 1964 г. открыл свои двери новый Дворец культуры. Старый клуб (бывший «Народный дом», построенный в 1897 году) уже обветшал и имел маленький зрительный зал. В 1963 году открыла свои двери школа № 1.

    Школа № 1. Открыта в 1963 г.

    Однако настоящие перемены город и завод ждали в 1960-е и 1970-е гг., когда благодаря усилиям руководства предприятия Москва выделила значительные средства на реконструкцию завода и города.

    Под руководством Пузикова Г. М., бывший директором с 1966 по 1981 гг., завод превращен в современное предприятие для серийного производства топливорегулирующей аппаратуры, приводов и распределителей для всех типов летательных аппаратов. За время его руководства проведена титаническая работа по строительству и пуску в эксплуатацию новых производственных и учебных объектов, в том числе нового корпуса ПТУ на Верхней зоне. Для подготовки инженерно-технических кадров в Симе открылся филиал Уфимского авиационного института.

    Пузиков Григорий Михайлович. Директор завода с 1966 по 1981 г.

    В 1980 г. по сравнению с 1965 г. завод увеличил выпуск товарной продукции в 3,84 раза. Она поставлялась более чем 200 предприятиям и на экспорт. Объёмы производства ежегодно увеличивались в среднем на 11–12 %, причем свыше 90 % прироста объемов обеспечивается за счет повышения производительности труда, которая выросла на 54 %. Производительные фонды предприятия увеличились более чем в 4 раза.

     

     

    Оборонная продукция завода. Авиационные агрегаты.

    Успехи предприятия отмечены многочисленными правительственными наградами. В 1967 г. министром авиационной промышленности в честь 50-летия Октября заводу вручено юбилейное Знамя. В 1976 г. за заслуги в конструкторско-технологической обработке и организации серийного производства агрегатов системы автоматики и управления, завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

    В годы ещё больше закупали современную импортную и отечественную технику. Появились в частности итальянское оборудование фирмы «Оливетти», ивановские станки, станки с числовым программным управлением многое другое.

    На 1970-е гг. приходится самое большое количество сотрудников предприятия. Так к 1980 г. численность достигала почти 9000 чел. При этом работали на предприятии не только жители Сима, но и Аши, Миньяра и других близлежащих населенных пунктов. Людей привлекали высокие зарплаты и социальные гарантии. «Жили в те времена очень благополучно, – с ностальгией вспоминает Николай Константинович Калмыков, бывший главный конструктор – завод выдавал зарплату хорошую, вовремя. Семья спокойно могла накопить тысячу рублей и съездить на курорты Черного и Азовского морей».

       Памятник И.В. Курчатову у заводской проходной

    Неузнаваемо изменился в годы реконструкции и облик города Сим. Для закрепления квалифицированных специалистов было построено 1870 квартир, школа на 1000 учащихся, 3 детских комбината, больница на 240 коек, ДК, спортивный комплекс с двумя плавательными бассейнами, птицефабрика на 40 000 кур-несушек, канализация с очистными сооружениями и водохранилище. Даже страшный пожар 20 мая 1975 г., в результате которого из-за детской шалости выгорело 160 зданий, лишь стимулировал процесс строительства и расселения симчан из частных в благоустроенные многоквартирные дома. Темпы строительства поражали воображение. Ежегодно сдавалось по 4 пятиэтажных дома. Была заасфальтирована дорога, связывающая город с железнодорожной станцией – теперь, вместо часа, дорога на автомобиле занимала всего 9 минут. Сдана столовая на 700 мест, банно-прачечный комбинат, построена новая плотина. Средняя школа № 2, на 1176 учащихся, была открыта в 1981 г.

                       Школа № 2. Открыта в 1981 г. 

    Население Сима в общей сложности, по сравнению с дореволюционным временем, увеличилось в 4 раза и составило к 1972 г. 19 тыс. чел.

    Массовое развитие среди заводской и городской молодежи получил спорт. В 1975 г. с подачи журналистов газеты «Советский спорт» был впервые проведен лыжный праздник «Снежная карусель», со временем ставший любимым весенним массовым праздником жителей всего Ашинского района. Успехи симских футболистов, легкоатлетов и других спортсменов известны всей области. В 1977 г. распахнул двери Дворец спорта. 

    Дворец спорта

    Не менее насыщенной была и культурная жизнь города и завода. Еще в 1950 г. начала организовываться самодеятельность. Кроме того, в ДК работал оркестр народных инструментов, функционировали многочисленные кружки. С гастролями город посещали звезды советской эстрады.

    В 1981 г. произошло важнейшее событие – преобразование Симского механического завода в Симское производственное объединение, включающее в себя два предприятия. Согласно плану реконструкции в дополнение к имеющимся производственным площадям на станции Симской введен в действие агрегатный завод, осуществляющий вспомогательное производство. 

    Но с началом перестройки задули ветры перемен, как показало время, не сулившие ничего хорошего. В Симе с тревогой смотрели в будущее, но не могли и предположить, какие испытания еще ожидают завод.

    Еще с конца 1980-х гг. авиастроители почувствовали, что для российской авиации наступают черные времена: сокращались государственные заказы, прерывалась связь с Министерством авиационной промышленности СССР. Тем не менее, все жили надеждой на то, что это всего лишь временные трудности. Все надежды рухнули вместе со стремительным развалом СССР. Предприятия, которые работали на «оборонку», оказались в загоне. Конверсия военного производства, общая неразбериха в промышленности страны больно ударила и по Симскому агрегатному производственному объединению, который оказался на перепутье. Стремительное сокращение государственных заказов привело к тому привело к резкому падению авиационного производства. Заработная плата, которая когда-то была высокой, в 1990-х  оказалось нищенской и выдавалась нерегулярно.

    Люди не знали, что делать: часто прерывали работу, устраивали стихийные митинги. С 1990 по 1998 гг. количество сотрудников завода сократилось вдвое. Именно в те годы и возник знаменитый симский «Лас-Вегас» – торговый городок на федеральной трассе, переливающийся ночью всеми огнями радуги и торгующий всем, чем только возможно – от надувных матрасов до газонокосилок. По всему городу стали открываться киоски и ларьки. А те, кто не сумел найти применения своим способностям в родной городе, отправились на северную вахту.

    Завод нередко тогда выдавал зарплату выпускаемой продукцией, продуктами питания, население отоваривалось по карточкам, бывали дни, когда мазута зимой хватало лишь на несколько часов, а что дальше – неизвестно…

    Город начал стареть – рождаемость по сравнению с 1970-ми гг. к 1997 г. упала в 3 раза. Количество разводов приближалось к числу заключенных браков. Ухудшилась криминогенная ситуация; кружки и секции закрывались; Сим начал зарастать грязью, город и пруд оказались завалены мусором.

    В такой ситуации в начале 1990-х гг. жители Сима некоторые надежды возлагали на акционирование завода. 12.01.1993 г. Симское агрегатное производственное объединение по решению трудового коллектива было преобразовано в Симское акционерное общество открытого типа «Агрегат».

    Тогда же состоялись и выборы нового генерального директора. Им стал руководивший с 1987 г. САПО Виктор Фёдорович Давыдов. Однако долго переизбранный директор не проработал, уйдя в 1994 г. в политику. Но о родном заводе никогда не забывал и как мог помогал. В 2005 г., занимая пост председателя Законодательного Собрания области, он скончался. В память о его заслугах, одной из центральных улиц г. Сим было присвоено имя Давыдова.                                                  

    На посту генерального директора в 1994 г. Давыдова сменил нынешний руководитель предприятия Василий Дмитриевич Изюмов. Пустующую нишу традиционной продукции предприятию пришлось «закрывать» гражданской продукцией. Это позволило нашему предприятию выжить. Конверсия производства была единственным выходом из создавшегося трудного положения начала 1990-х гг. Уже с конца 1980-х гг., завод продолжал изготовление традиционных для советского времени товаров народного потребления: мягких уголков отдыха, полушубков, других изделий из кожевенного сырья. Как только почувствовались негативные тенденции в развитии производства, начался выпуск прессов для предприятий агропромышленного комплекса. С 1992 г. завод начал выпускать швейную машинку «Белка». В течение 1991–1995 гг. Симский завод начал выпускать крестовины и другие запасные части для автомобилей «АвтоВАЗа», шестерные насосы и другие детали для комплектации систем автомобилей, тракторов, сельхозтехники, водяного насоса для автомобилей «Волга», блоков управления и гидрораспределителей.

    Другим важным направлением, которое избрало для себя ОАО «Агрегат», стало аварийно-спасательное оборудование. Начиная с 1992 г. предприятие освоило выпуск насосных станций, ручных комби-ножниц ручные, тросо- и моторезов, быстроразъемных соединителей – то есть того инструмента, без которого спасение практически невозможно.

    Гидравлический инструмент, купить : промышленные товары и услуги, цены, описания - PromPortal.su 

    Спасательное оборудование

    Но успех в освоении этих новых для предприятия направлений приходил постепенно, в течение десятилетия. Очень трудно преодолевались последствия экономических потрясений начала 1990-х гг. Воспользовавшись непростым положением предприятия, представителям коммерческих фирм из Челябинска удалось скупить большую часть акций у населения и сосредоточить в своих руках управление «Агрегатом». 3 сентября 1996 г. предприятие было преобразовано в открытое акционерное общество «Агрегат».

    К 2000 г. большую часть продукции составляло непрофильное производство: гражданская и товары народного потребления. Предприятие постепенно превращалось в машиностроительное. После августовского кризиса 1998 г. начался процесс постепенного возрождения отечественного авиастроения, получившего выгодные заказы на поставку боевых самолетов от Китая, Индии и других государств, решивших укомплектовать свои ВВС российскими самолетами. На предприятие направляли заказы на агрегаты для самолетов СУ и МиГ. Авиационная тематика снова стала главенствующей для нашего производства. Была существенно увеличена номенклатура авиационных агрегатов. В отремонтированных заводских корпусах появилось новое оборудование японского, корейского производства, западноевропейское, которое соответствует принятым мировым стандартам.

    Жизнь не стоит на месте, заставляет перестраиваться под вызовы современности. Завод старается идти в ногу со временем. А будет жив завод, будет жить и город.

     

    Сим сегодня

    В настоящее время в городе имеется:

    • Администрация города, отделы полиции и вневедомственной охраны, пожарная часть, мировой судья, нотариус, юридическая консультация, центры социального обслуживания и занятости населения;
    • Предприятия ОАО «Агрегат», ООО «Гидротехмаш», хлебозавод, фирма «Симтэкс», ЖКХ, участки «Челебэнергосбыта», «ЧелябинскГазКома»;
    • Ж/Д станция «Симская», автоколонна, службы такси, 5 АЗС, дорожно-эксплуатационное предприятие;
    • 3 отделения почтовой связи, АТС, цех «Ростелекома», кабельное телевидение;
    • Отделения 2-х банков и агентства страховых компаний;
    • 2 общеобразовательные школы, 4 детских сада, детский дом, механический техникум, ПТУ, детская школа искусств;
    • Дворец культуры, 4 клуба, 4 библиотеки, городской краеведческий музей;
    • Церковь Дмитрия Солунского;
    • Дворец спорта, стадион, больница, поликлиника, станция скорой помощи, ветеринарный пункт;
    • 4 аптеки, 3 кафе, свыше 60 организаций и предприятий торговли.
    Календарь
    «  Август 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031

    Net-school

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    интернет статистика
    интернет статистика

    Поиск

    Архив записей

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 519


    Copyright MyCorp © 2017
    Сделать бесплатный сайт с uCoz