Суббота
24.06.2017, 10:05
Сайт
Муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной
школы им. И.В.Курчатова
города Сим
Ашинского муниципального района
Челябинской области
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Сим в годы Великой Отечественной войны Регистрация Вход
Меню сайта

Полезные ссылки
  • Сайт АМР
  • Сайт города Аши
  • Сайт администрации города Сим
  • Информационно-развлекательный сайт о городе Сим
  • Сайт учителей информатики Ашинского района
  • Сайт учителей географии Ашинского района
  • Федеральное агенство по образованию Российской Федерации
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Росийской Федерации

  • Форма входа

    Мини-чат
    http://sch1simasha.educhel.ru/

    Сим в годы Великой Отечественной войны

    22 июня 1941. Недоумевающие жители посёлка узнали, что на их мирную Родину без предъявления каких-либо претензий напала Германия.

    В стране объявлена всеобщая мобилизация. В первые месяцы после объявления войны около 860 жителей посёлка (в том числе работники завода) направились на фронт.

    За четыре года Великой Отечественной войны из небольшого городка Сим, население которого к 1941 году едва насчитывало 8 тысяч жителей, в действующую армию и флот ушло около 1200 человек. Неимоверно трудный, но славный путь пришлось пройти этим людям. 448 из них так и не суждено будет вернуться живыми с этой войны. Все они пали в боях за свободу и независимость своей страны, умерли в госпиталях от ран и болезней, полученных на войне. Каждый четвёртый из тех, кто не никогда вернулся домой, числится среди пропавших без вести.

    Бойцы Красной Армии выдвигаются к фронту. 1941 г.

    В те роковые для Отечества дни, когда наша армия, отчаянно дралась с агрессором, пытаясь всеми средствами остановить врага, наши солдаты и офицеры, проявлявшие бесстрашие и героизм, умиравшие, но не сдававшиеся, остро нуждались в технике, боеприпасах, медикаментах и другой помощи. И помощь уже шла с востока. Сотни эшелонов с солдатами, техникой и всем необходимым для фронта шли на запад из множества населённых пунктов огромной страны. Были в этих эшелонах и бойцы из Сима.

    Эшелон с советской техникой для фронта. 1941 г.

    Состав с оборудованием эвакуированного завода направляется в глубокий тыл. 1941 г.

    В обратном направлении – на восток потянулись составы с оборудованием предприятий, эвакуированных из западных областей СССР, подвергшимся агрессии. Многие города Урала, Сибири и других тыловых районов станут для этих заводов и фабрик вторым пристанищем.

    В октябре 1941 года враг подошёл к Москве, наши войска, вросшие в землю, изо всех сил отбивали яростные атаки фашистов на город. Однако стопроцентной гарантии в том, что столицу удастся отстоять, дать не мог никто. В этих условиях оставлять стратегически важные предприятия у линии фронта – подвергать их бессмысленному риску. Рисковать не стали. Государственный комитет обороны под председательством И. В. Сталина и Совет по эвакуации, возглавлявшийся А. И. Микояном ещё в июле 1941 года приняли единственно правильное решение об отправке на восток около сотни важнейших предприятий Москвы и Подмосковья.

    В этот поворотный для страны момент началась и новая история Симского завода. Уже в июле-августе в Сим начали прибывать первые эшелоны с оборудованием и сотрудниками авиаагрегатного завода № 444, вывезенного с подмосковной станции Плющево. Предприятие должно было стать дублером московского агрегатного завода № 132, однако, в октябре тот был также эвакуирован в Сим. Сначала ушло оборудование, а в начале ноября отправились в путь эшелоны с членами семей авиастроителей.

    Работу эвакуированных предприятий следовало организовать на площадке Симского арматурного завода. Новому заводу присвоен № 132 Народного комиссариата авиационной промышленности (Симский механический завод).

    Директором объединенного завода был назначен бывший директор завода № 132 – Владимир Савельевич Лурье.

    Учитывая острую нужду нашей авиации в боевых самолётах, перед объединённым приятием была поставлена задача – в кратчайшие сроки наладить производство авиационных агрегатов. Однако задача эта была крайне непростой. И дело тут не только в жёстких сроках перевода гражданского предприятия на военное производство.

    Рабочий посёлок Сим. 1941 г.

    Симский завод, лишившийся после первой мобилизации почти половины своих сотрудников, поначалу испытывал кадровый голод. Но вскоре на смену ушедшим на фронт заводчанам стали прибывать люди со всей страны: рабочие, инженерно-технические работники, служащие, их жены и дети. Среди эвакуированных, кроме сотрудников двух московских заводов, были специалисты из могилевской строительной организации, подростки из оккупированной фашистами центральной полосы России и из блокадного Ленинграда.

    Симские рабочие прибывших встретили сердечно, приютили в своих жилищах, накормили и обогрели. В симском доме, обычно рассчитанном на одну семью, разместилось по две – три семьи. Прибывших оказалось так много, что домов не хватало, пришлось размещать их в школах и клубе.

    Поселок стал похож на улей. Учитывая, что многие эвакуированные рабочие не были коренными москвичами, можно сказать, что в Симе собрались люди почти со всей страны. Его население увеличилось до 20 с лишним тысяч человек, поэтому указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 13.11.1942 года рабочий поселок Сим Миньярского района Челябинской области был преобразован в город районного подчинения с сохранением прежнего наименования.             

    Первый герб города Сим.

    Увеличение населения потребовало проведения ряда санитарных мероприятий. Важнейшим из них стало строительство городской поликлиники. Оно было начато в 1942 г. и закончено в 1944 г. Трехэтажное здание поликлиники значительно облегчило условия медицинского обслуживания населения. А вскоре была сдана в эксплуатацию и городская баня.

    Остается только поражаться мастерству людей, которые за два месяца после своего прибытия смонтировали станки, и уже в октябре завод выпустил первую боевую продукцию, столь необходимую фронту: регуляторы оборотов винта, магнето, агрегаты системы запуска поршневых двигателей. Тогда и начался новый отсчет времени для бывшего обозного завода. «Приехали москвичи, быстро монтировали станки, ставили их и тут же начинали делать агрегаты, – вспоминает главный конструктор завода с 1950 по 1987 гг. Николай Калмыков. – Они уже много лет работали на этих станках, у них был колоссальный опыт». Всю войну эвакуированные вместе с заводом москвичи, симчане, жители других городов волею военного лихолетья попавшие на Урал, в труднейших условиях выпускали необходимые для самолетостроения, сложнейшие по тем временам агрегаты, без которых не поднялись бы в небо советские истребители, бомбардировщики, штурмовики. Агрегаты симского завода работали практически на всех боевых самолетах того времени. «ЯКи», «ИЛы», штурмовики «И-16» громили фашистов благодаря продукции уральского завода.

    Фронт требовал непрерывного увеличения продукции. Одновременно возрастала и ее сложность. А у станков, привезенных из Москвы, стояли либо эвакуированные старые кадровые рабочие, либо молодые женщины и подростки, едва дотягивавшиеся до рукояток. Работали по 12 часов, а нередко и сутками. Многие спали прямо в цехах. Кадров, особенно квалифицированных, не хватало. Молодежи не было, и остается только восхищаться трудовым подвигом ФОТОМАТЕРИАЛЫ: Сборник источников: Виктор Суворов, "Ледокол", "День-М"симских ветеранов и подростков.

    Рабочие Симского завода относились к своей работе как к боевой задаче, ответственно, ревностно и аккуратно, стремясь на своих рабочих местах приблизить день долгожданной победы над врагом. Все цехи были охвачены стахановским движением.

    Рабочий-подросток у станка.

    Профессионализм и трудовой подвиг работников Симского завода был по достоинству оценен уже в годы войны. И речь идет не только о многочисленных правительственных наградах, которыми были удостоены сотрудники предприятия. Письма благодарности за высокое качество выпускаемой продукции приходили на Симский завод и с самого фронта, от тех, кто непосредственно пользовался результатами труда симчан – советских лётчиков.

    Благодарственная телеграмма лётчиков коллективу завода. Январь 1942 г.

    Напряженно работая чуть ли не круглые сутки, порой валясь с ног от усталости, рабочие и инженеры завода на судьбу не роптали. Понимали во имя чего всё это. Понимали, что воинам на фронте во стократ тяжелее. Поэтому помогали фронту и приближали победу как могли. Популярной среди симчан была и такая форма помощи фронтовикам, как сбор и отправка на фронт посылок с теплыми вещами, табаком, продуктами и др.

    В октябре 1942 г. коллектив Симского завода поддержал инициативу Златоустовского металлургического завода собрать деньги на создание танковой колонны имени 25‑й годовщины Октябрьской революции и отдали на её строительство весь свой однодневный заработок. А в 1943 г., когда трудящиеся Урала для скорейшего разгрома врага создали Уральский Добровольческий танковый корпус, Симский завод отправил туда 60 лучших рабочих. Многие из них показали себя героями. Так, лейтенант Иван Сибирёв в 1944 г. уничтожил 10 танков, 7 автомашин и много другой техники противника.

    Именно в его честь после войны был установлен памятник у школы № 3, а также названа одна из улиц нашего города.

    Памятник И. Сибирёву у детского центра «Радуга».

    Сотни других наших земляков шли фронтовыми дорогами, с честью вынося все тяготы войны. Отважно сражаясь с врагом на всех направлениях, они не пустили фашистов Москву и Мурманск, не дали им задушить окружённый Ленинград, громили врага среди руин Сталинграда, гнали его с Кавказа и Украины, били его танки под Курском, освобождали от него Белоруссию, Прибалтику, Польшу, Чехословакию, Румынию, Венгрию, Болгарию, Австрию, Югославию, добивали фашистского зверя, пытавшегося поработить весь мир, в его логове – в Германии.

    Красное знамя Победы, взвившееся над берлинским Рейхстагом в мае 1945, стало общим символом Великого подвига, совершённого советским народом.

     

     

    Среди надписей, сделанных советскими воинами на стенах берлинского Рейхстага в 1945, была и эта.

    Автографы победы

    Автограф на стене Рейхстага: «Мы из Сима». 1945 г.

    Военное лихолетье подходило к концу. Настал долгожданный День Победы. По воспоминаниям ветеранов завода, когда пришло известие о безоговорочной капитуляции фашистской Германии, в Симе были остановлены все станки, люди радостно обнимались и пели военные песни. В город стали возвращаться фронтовики.

    За свой самоотверженный труд 1384 рабочих, инженеров и служащих Симского завода были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941–1945 гг.» В город стали возвращаться фронтовики.

    К сожалению, большая часть ушедших на войну симчан не вернулись домой. Москвичи, с нетерпением ждавшие окончания войны, начали постепенно уезжать. Массового отъезда не было. Отбывали отдельными группами, и на производстве это практически не сказалось, к тому же за военные годы они успели передать свой опыт симчанам. Подрастала и новая молодая смена квалифицированных рабочих, окончивших Авиационный техникум в 1947 г. Многие эвакуированные обрели в Симе вторую родину и семью, и навсегда остались здесь. Город Сим, как и вся страна, потихоньку возвращался к мирной жизни.

    Шли годы, менялись поколения, только память о той войне неизменна. В 1975 году в городе Сим в живописном месте у подножия Жуковой шишки в год 30-летия Победы был открыт мемориал землякам, павшим в Великой Отечественной войне.

    Памятник симчанам, павшим в Великой Отечественной войне. Открыт в 1975 г.

    Календарь
    «  Июнь 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
       1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930

    Net-school

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    интернет статистика
    интернет статистика

    Поиск

    Архив записей

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 518


    Copyright MyCorp © 2017
    Сделать бесплатный сайт с uCoz