Среда
20.09.2017, 19:30
Сайт
Муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной
школы им. И.В.Курчатова
города Сим
Ашинского муниципального района
Челябинской области
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Технология модульного обучения Регистрация Вход
Меню сайта

Полезные ссылки
  • Сайт АМР
  • Сайт города Аши
  • Сайт администрации города Сим
  • Информационно-развлекательный сайт о городе Сим
  • Сайт учителей информатики Ашинского района
  • Сайт учителей географии Ашинского района
  • Федеральное агенство по образованию Российской Федерации
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Росийской Федерации

  • Форма входа

    Мини-чат
    http://sch1simasha.educhel.ru/

    Технология модульного обучения


    Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации.

    Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

    Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем:
    1. содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающего и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того ученик получает от учителя советы в письменной форме как рационально действовать;
    2. изменяется форма общения учителя с учащимися. Оно осуществляется через модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего;
    3. ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю;
    4. отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи учащимся.
    Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
     

    ИСХОДНЫЕ НАУЧНЫЕ ИДЕИ

    1.        Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем, не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, учитель опирается на состав учения, ориентирует школьников на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая таким образом самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.

    2.        Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя или одноклассников (подбадривание, указание ориентира и т.п.) он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне.
    В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).

    3.        В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьника, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль - эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения.

     4.       Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.

    СИСТЕМЫ ДЕЙСТВИЙ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА

    Рассмотрим последовательность действий учителя при составлении модульной программы:

    Первый шаг - это представление учебного курса как системы, т.е. первичное структурирование содержания.

    • Сначала учитель сам, а затем вместе с методическим объединением выделяет стержневые линии всего учебного предмета, курса.
    • Следующее действие состоит в отборе содержания для каждого класса по каждой стержневой линии.
    • Отобранный материал сводится в таблицу.

    Таким образом, учитель получает наглядное представление о содержании своего предмета и по каждому классу, и по восходящей от класса к классу.

    Второй шаг состоит в том, что на каждый класс составляется технологическая карта. Приведем ее возможный вариант.
     

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО КАЖДОЙ ПАРАЛЛЕЛИ КЛАССОВ

    Стерж-
    невые линии

    Ведущие знания

    Второсте-
    пенные знания

    Сопутству-
    ющее повторение

    Трудно-
    усваиваемые темы

    Внутри-
    предметные связи

    Межпред-
    метные связи

     Пути преодо-
    ления затруднений

     

     

     

     

     

     

     

     

    Составив такую карту, учитель четко и целостно видит все содержание с точки зрения особенностей и сложности его изучения.

    Третий шаг - создание модульной программы, компонентами которой являются дидактическая цель и совокупность модулей модульной программы.

    • Каждой модульной программе дается название, которое отражает суть выбранной для нее крупной темы или раздела.
    • Затем формулируется комплексная дидактическая цель на трех уровнях : значение этих знаний для духовного развития личности, для жизненной практики и профессионального самоопределения; знания; умения.

    Четвертый шаг связан с выделением в комплексной дидактической цели интегрирующих дидактических целей - также на трех уровнях - для каждого модуля и отбором его содержания, которое представляет собой законченный блок информации, т.е. выстраивается система модулей.

    Пятый шаг - градация интегрирующих дидактических целей на частные дидактические цели и формирование содержания учебных элементов, составляющих модуль.

    В результате вырастает дерево целей: комплексная дидактическая цель - интегрирующие дидактические цели - частные цели с подобранным под каждую из них содержанием.

    Шестой шаг - построение самого модуля.

    • Построение модуля начинается всегда с формулировки интегрирующей цели, которую на схеме обозначим как учебный элемент - 0.
    • Затем дается задание для входного контроля, цель которого - установить готовность учащихся к работе.
    • Определяются все частные дидактические цели и создаются учебные элементы, включающие в себя целевую установку, алгоритмы действий ученика и проверочное задание для контроля и коррекции усвоения знаний и умений.

    ·        Наполняется содержанием предпоследний элемент модуля - резюме, обобщающее ход выполнения заданий.

    ·        Составляются задания выходного контроля. Их смысл в выявлении степени овладения содержанием модуля.

    ·        Продумываются структурно-логические схемы обобщения материала модуля и возможные ошибки учащихся при их построении.

    Схематически полученную модульную программу можно представить в виде схемы.

    Структура модульной программы 

    Последовательность действий учителя при составлении модуля

    При разработке модулей следует исходить из известных принципов:

    • частные дидактические цели учебных элементов в своей совокупности обеспечивают достижение интегрированной цели модуля; реализация интегрированных целей всех модулей, в свою очередь, приводит к комплексной дидактической цели модульной программы;
    • реализованная обратная связь - основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний. При этом входной и выходной контроль более жесткий, осуществляется учителем, а текущий и промежуточный (на стыке учебных элементов) - мягкий, проходит в виде само- и взаимоконтроля учащихся;
    • учебный и дидактический материал излагается доступно, конкретно, выразительно, в диалоговой форме;
    • при построении модуля соблюдается логика усвоения учащимися знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация;
    • структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа.

    Первый шаг - определение интегрирующей цели модуля.

    Второй шаг - Разбиение на учебные элементы в соответствии с логикой того или иного типа учебного занятия.

    Третий шаг - формулирование цели каждого учебного элемента.

    Четвертый шаг - определение содержания каждого учебного элемента.

    Пятый шаг - формулирование рекомендаций (советов) учащимся.

    Опыт показал, что наиболее удобна следующая форма учебного элемента (УЭ). 

    № УЭ

    Учебный материал с указанием заданий

    Советы учителя

     

     

     

    Создание учебных модулей подчиняется системе требований к заданиям, к деятельности учащихся и учителя.

    Задания осуществляют непрерывность внутрипредметных и межпредметных связей; дифференцированы по содержанию и уровню познавательной самостоятельности; проблемны, ориентируют на поиск проблем и их решений; отражают механизм усвоения знаний; включают повторение изученного (составление таблиц, сравнительных характеристик и т.д.); интегрируются целью модуля.

    Деятельность учащегося проходит в зоне его ближайшего развития; ориентирована на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения; дает возможность рационально распределять время; реализует рефлексивные способности ученика на каждом занятии.

    Изменяется принципиально деятельность учителя. Его главная задача - разработать модульную программу, сами модули, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т. е., используя потенциал модульного обучения осуществляет рефлексивное управление обучением.

    ОГРАНИЧЕНИЯ

    • Уровень готовности школьников к выполнению самостоятельной учебной деятельности.
    •  Материальные возможности школы.
    •  Включение в модуль очень большого объема содержания деятельности, что создает дефицит времени.
    •  Введение модульной технологии в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную классно-урочную систему (технология объяснительно-иллюстративного обучения) с модульной.
    Календарь
    «  Сентябрь 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930

    Net-school

    Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0
    интернет статистика
    интернет статистика

    Поиск

    Архив записей

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 521


    Copyright MyCorp © 2017
    Сделать бесплатный сайт с uCoz